Индекс таможенной стоимости

Все, кто когда либо занимался импортом продукции, или делал какие то расчеты таможенных платежей, слышали про страшные термины, такие как "стоимость ниже риска", "проходная стоимость", "низкий ИТС" и прочее.

Сегодня разберем что это, и почему ИТС очень важный показатель для работы с импортируемым товаром.

Прежде всего определимся с самим понятием. Индекс таможенной стоимость, он же ИТС, это отношение таможенной стоимости товара к его весу нетто. Простыми словами это стоимость 1 килограмма груза.

Причем стоит учесть, что это отношение именно таможенной стоимости, которая включает цену товара и все понесенные расходы по доставке до границы ЕАЭС.

На простом примере таможенную стоимость можно обозначить так:

1000 долларов цена товара;
100 долларов наземная доставка по стране отправления;
50 долларов транспортировка по морю;
50 комиссия транспортной компании;
Таможенная стоимость будет 1200 долларов
Таможенные риски - что это?

В день усредненно на каждого инспектора таможенных органов приходится более сотни различных деклараций. В каких то один товар, например болты, а в каких то 250 товаров запчастей. Несложно догадаться, что физически такой массив данных детально проверить инспектор не в состоянии.

Для более качественной проверки деклараций и минимизации участия в этом инспектора была введена система анализа многочисленных параметров. Так называемых рисков. Она состоит из огромного потока статистических данных, проходящих таможенное оформление.
Соблюдение таможенных правил при перемещении товаров
Есть риски вполне стандартные, такие как досмотр или рентген, а есть весьма специфические, такие как повторная подача после отказа в выпуске.

Так вот, стоимостной риск это один из этих многочисленных таможенных рисков. И главный параметр этого риска и есть ИТС.

За долгие годы работы в таможне сформировалась статистика ввоза товаров разных категорий, из разных стран. В результате анализа этой статистики были выведены показатели стоимости практически всех товаров по кодам ТН ВЭД.
Для простоты приведем в пример такой товар, как стальные шестигранные гайки М6.

Согласно таможенной статистике стоимость такого товара производства Китай не может быть меньше 1,40 доллара за килограмм нетто.

Конечно такой способ достаточно грубый, и часто приводит к ряду серьезных противоречий. Он не учитывает многие параметры груза, спрос и предложение, постоянно меняющийся рынок, динамику стоимости материалов и прочее.

Для чего вообще нужен ИТС? Ответ достаточно прост - взимание таможенных платежей в планируемом объеме, соблюдение законодательства в части таможенных операций и ведение таможенной статистики.

Необходимо уточнить , что при всех прелестях и недостатках таможенной статистики она является закрытой и нигде в открытых источниках не публикуется. Но чаще всего таможенный представитель в силу широкого круга общения обладает информацией, какой товар по какому коду ТН ВЭД ввозится и по каким ИТС.

Если всё таки товары ниже риска, как быть и какие варианты развития событий?

Прежде всего нужно собрать полный пакет документов, который, кроме стандартного контракта, инвойса и упаковочного листа, будет включать следующие документы:

  • прайс-листы производителя ввозимых товаров, его коммерческие предложения;
  • прайс-листы продавцов ввозимых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида;
  • таможенная декларация страны отправления;
  • документы об оплате ввозимых товаров;
  • ведомость банковского контроля;
  • бухгалтерские документы о принятии ввозимых, идентичных, однородных товаров на учет;
  • договоры реализации, счета и УПД по ним;
  • пояснения относительно оснований и условий предоставления продавцом скидок покупателю;
  • и многие другие;
Главное в вопросах подтверждения стоимости - хорошая предварительная подготовка и надежный партнер по таможенному оформлению
Возможные варианты развития событий при оформлении груза ниже риска:

  1. Выпуск по заявленной стоимости - таможенным органом принимается таможенная стоимость, заявленная при подаче декларации без дополнительного начисления таможенных платежей. Самый лучший вариант из всех возможных.
  2. Выпуск под обеспечение уплаты таможенных платежей - импортером дополнительно вносятся денежные средства, равные разнице между заявленной стоимостью и ближайшей минимальной по базе. Требует сбора этих дополнительно запрошенных документов и заморозки средств на срок их проверки.
  3. Окончательная корректировка таможенной стоимости - самый худший вариант, так как окончательно списывается определенная сумма, и доказать потом что то будет практически невозможно.
На практике чаще применяют выпуск под обеспечение. Оптимальный вариант как для импортера, так и таможенного органа.
Стоит ли ввозить товары ниже риска? Да, конечно стоит. Подтверждение стоимости в самый первый раз создает прецендент и позволит далее ввозить этот товар уже без обеспечения. Более того, влияет на общий индекс по статистике таможни.

Если у Вас остались вопросы по ИТС и подтверждению стоимости, то пишите здесь.